Эко-музей «Фарфоровый перезвон» открыт 12 мая 2016 года в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области, на базе муниципального автономного учреждения «Пролетарский районный дом культуры и досуга». Он был создан силами работников РДК в память о местном фарфоровом заводе «Пролетарий», который за 127 лет своей истории прошел путь от маленького гончарного производства до высокотехнологичного предприятия. Это первый в Новгородской области эко-музей.
Эко-музей – предприятие, основанное на органичном знании местной истории и традиций, представленное живым и интересным образом, в соответствии с требованиями охраны наследия и экономическими потребностями местных жителей.
Предпосылки создания такого музея в Пролетарии более чем очевидны. Поселок с пятитысячным населением, расположенный в 30 км от Великого Новгорода, относится к числу старинных населенных пунктов региона. Жизнедеятельность Пролетария на протяжении многих десятилетий была тесно связана с выпуском фарфора.
Фарфоровое производство появилось здесь еще в 1885 году, стараниями известного российского инженера Казимира Рейхеля. Позднее оно было приобретено купцом и промышленником Кузнецовым – кузнецовский фарфор был национальным брендом России. После революции 1917 года предприятие было национализировано и продолжило работу под названием и торговой маркой «Пролетарий».
Мастера советского периода держали марку национального бренда, со временем вновь выведя продукцию завода «Пролетарий» на международные рынки и выставки. Гордостью завода был также фарфоровый музей, созданный в довоенный период. Там была собрана богатейшая коллекция фарфоровых изделий: столовые, чайные и кофейные сервизы, напольные вазы, кувшины, декоративные панно и сувенирная продукция. Многие из них имеют вековую историю.
В 2008 году Ордена «Знак Почета» Фарфоровый завод «Пролетарий», являвшийся градообразующим предприятием, прекратил свое существование в связи с банкротством. Коллекция заводского музея была выкуплена и хранилась в Администрации Новгородского муниципального района. Имеющая историческую и культурную ценность, фарфоровая коллекция оказалась закрытой для обозрения…
Между тем, интерес к пролетарскому фарфору никогда не ослабевал – и у специалистов, и у простых граждан. Сотни жителей поселка Пролетарий, посвятившие жизнь фарфоровому производству, очень хотели возродить хотя бы музей. После обращения местных жителей к властям было найдено помещение для музея на базе Пролетарского районного дома культуры и выделены необходимые средства для его ремонта.
Для целей создания живого, интерактивного музея РДК подошел как нельзя лучше. Ведь здесь можно не только познакомиться с историей поселка и завода, но и стать непосредственными участниками процесса работы с глиной и жидкой фарфоровой смесью – поскольку после прекращения производства завод передал Дому культуры часть форм для работы с фарфором и некоторые материалы.
Сотрудники РДК получили гранты Всероссийского конкурса проектов малых городов и сел «Культурная мозаика-2015» и XI Областного конкурса инновационных творческих проектов «Новгородика», благодаря которым в выделенном помещении создали небольшой тематический музей. Ими были разработаны интерактивные программы с мастер-классами, в рамках которых дети и взрослые могут познакомиться с технологией и секретами фарфорового дела, создать свой сувенир. Мультимедийное оборудование помогает погружаться в атмосферу цеха по производству фарфора.
Отметим, что настоящие печи для обжига в РДК тоже есть – с ними работают при изготовлении сувенирной продукции и в рамках деятельности детских мастерских.
Информационные материалы для музея помогали собирать ветераны фарфорового завода. Исследовательская работа так увлекла их, что при музее появился клуб семейных династий фарфористов.
С тех пор уникальный музей, отвечающий современным требованиям технической оснащенности, успешно работает в новом формате живой, развивающейся информационно-интерактивной площадки. Здесь царит дух творчества, созидания и уважения к труду. Полупрозрачные, покрытые искусными узорами чашечки, массивные вазы с целыми картинами на выпуклых боках, фигурки людей и животных, представленные в мельчайших деталях, объемные изображения новгородских церквей, памятник Тысячелетию России, отливающий свежим покрытием создают атмосферу красоты, тонкой и рукотворной. Настоящее царство «глины трех огней» – так называют здесь фарфор, проходящий минимум три обжига в процессе создания.